В процессе обобщения были изучены административные материалы, поступившие на рассмотрение на судебный участок № 2 Тоцкого района Оренбургской области  за 12 месяцев 2015 года. Задачами обобщения являются: выявление наиболее типичных оснований для возвращения протоколов об административных правонарушениях, доведения до сведения должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, проанализированную информацию о допускаемых ошибках составления административного материала для их дальнейшего предотвращения.

Цель обобщения: выявить основные причины возвращения административных материалов для устранения недостатков в орган, их составивший, выявить категории дел, по которым имеет место наибольшее количество возвратов материалов по делам об административных правонарушениях для дальнейшего улучшения качества составляемых материалов по делам об административных правонарушениях,

а так же

выяснить вопрос относительно  обоснованности и законности принятия решений о возвращении протоколов об административных правонарушениях и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые их составили

В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол: в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами; неправильного составления протокола и оформлении других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Часть 2 ст.28.2 КоАП РФ устанавливает требования к протоколу об административном правонарушении. 

Отсутствие в протоколе хотя бы одного из перечисленных  в ч.2 ст.28.2 КОАП РФ сведений является основанием для его возвращения в орган или должностному лицу, его составившему, для устранения имеющихся недостатков.

Так же, основаниями для возвращения протокола могут служить и другие процессуальные нарушения требований ст.28.2 КоАП РФ, которые невозможно  восполнить при рассмотрении дела. При решении вопроса о том, какие недостатки протокола об административном правонарушении являются существенными, следует руководствоваться разъяснениями, содержащимися в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24.03.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

За указанный период мировым судьей   в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ было вынесено 30 определений, что составляет 0,87 % от общего количества рассмотренных за этот же период дел об административных правонарушениях (344 дел).

Из анализа определений о возврате протоколов об административных правонарушениях, следует, что возвращенные протоколы по делам об административным правонарушениям составлялись по следующим категориям дел:

По ч.2 ст.8.28 КоАП РФ       -   1 дело,

По ч.2.1. ст.12.3 КоАп РФ   -    1 дело,

По ч.1 ст.12.8 КоАП РФ       -    3 дела,

По ч.4 ст.12.15 КоАП РФ     -    2 дела,

По ч.1 ст.12.26 КоАП РФ      -   2 дела,

По ч.2 ст.14.1 КоАП РФ       -    1  дело,

По гл.15 КоАП РФ (ч.2 ст.15.12, ч.1 ст.15.6, ч.1 ст.15.27 КоАП РФ) – 7,

По гл.19 КоАП РФ (ч.1 ст.19.24, ст.19.7, ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ) – 4 дела,

По ч.1 ст.20.25 КоАП РФ    -     9 дел.

Условия возвращения протоколов

         Одним из основных условий возвращения протокола, является возможность его возврата только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Как указано в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5, в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

В отчетный период случаев возвращения мировым судьей в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ протоколов и иных материалов дела об административном правонарушении, в стадии рассмотрения дела по существу, не допущено.

Это обстоятельство свидетельствует о принятии в подготовительной стадии должных мер к своевременной проверке наличия тех обстоятельств, при которых протокол должен быть возвращен в административный орган.

Такой подход соответствует общим задачам административного судопроизводства.

Основания возвращения протоколов

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган, должностному лицу, составившим протокол, в четырех случаях - если выявлены:

- составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами;

- неправильное составление протокола;

- неправильное оформление других материалов дела;

- неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Любой из указанных выше недостатков протокола об административном правонарушении или приложенных к нему материалов может стать правомерным основанием для его возвращения только при установлении существенного характера выявленного недостатка или неполноты протокола и (или) материала.

Существенные и несущественные недостатки протокола об административном правонарушении следует разграничивать исходя из положений пункта 4 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 N 5.

В этом пункте указано, что

существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2

КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5

и

28.8

КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Разрешая вопрос о наличии оснований для возвращения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела, необходимо исходить из буквального содержания статьи 28.2 КоАП РФ, определяющей требования к содержанию протокола, и значимости тех или иных доказательств (обстоятельств) для правильного рассмотрения дела.

Основными причинами возврата

в 2015 году

протоколов об административных правонарушениях в орган, их составивший являются:

1. Неполнота представленных материалов, к которым относятся:

- к протоколу об административном правонарушении не приложена схема дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на указанном участке автодороги, подтверждающая запрет обгона в месте совершения правонарушения – 2,

- отсутствует отметка о вступлении постановления в законную силу, при составлении протокола по ч.1 ст.20.25 КОАП РФ - 1,

-  описка с фамилии лица в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, отсутствует дата и место совершения правонарушения, отсутствуют объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, в то время как в протоколе указано, что они содержатся на отдельном листе – 9,

- отсутствуют доказательства совершения, вменяемого лицу правонарушения (в том числе, подтверждающие право собственности на объект недвижимости) -  8.

2.   Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, если не имеется доказательств направления ему соответствующего надлежащего извещения -  5 дел.

Так, 05 ноября 2015 года был возвращен в МИФНС России №4 по Оренбургской области протокол об административном правонарушении с приложенными материалами в отношении А.А.В. по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.

            В ходе подготовки дела к судебному разбирательству установлено, что в отношении А.А.В. составлен протокол об административном правонарушении № 55 от 21 октября 2015 года по признакам правонарушения, предусмотренного  ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.

 Приложенные к протоколу об административном правонарушении материалы оформлены с нарушением требований административного законодательства, а именно:

в приложенных к протоколу об административном правонарушении документах отсутствуют сведения о надлежащем извещении лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. В материалах дела имеются сведения об извещении лица на 29.07.2015 года к 12.00 часам для составления протокола по делу об административном правоотношении, полученное 01 августа 2015 года. Однако, в указанную дату протокол об административном правонарушении не составлялся. Повторное извещение направлялось на 21 октября 2015 года на 12.00 часов. Однако сведения о вручении лицу указанного извещения отсутствуют. В распечатке с сайта «Почта России»: отслеживание почтовых отправлений указано – 13.10.2015 года «Иная».

Согласно п. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со  ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении кроме прочего, указывается объяснение физического лица или законного представителя, в отношении которого возбуждено дело.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течении трех дней со дня составления указанного протокола.

При таких обстоятельствах, мировой судья признал существенными недостатки протокола об административном правонарушении, при неустранении которых протокол об административном правонарушении  не отвечал бы требованию законности и утратил доказательственную силу.

3.Направление протокола об административном правонарушении без лица, в случае когда его участие в судебном разбирательстве является обязательным – 5 дел .

В данных случаях определения о возвращении были мотивированы следующим.

В соответствии  со с.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Такой недостаток протокола является существенным, поскольку свидетельствует о не обеспечении лицу соответствующих условий для реализации процессуальных прав.

22 апреля 2015 года мировым судьей возвращен в  ОГИБДД ОМВД России по Камешкирскому району Пензенской области протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ с приложенными к нему материалами в отношении И.В.В..

            В ходе подготовки дела к судебному разбирательству установлено, что согласно протоколу об административном правонарушении И.В.В. вменяется в вину, что им не уплачен административный штраф по постановлению от 31 декабря 2015 года в размере 500 рублей по ч.1 ст.12.2 КоАП РФ, срок уплаты которого истек.

         Возвращая указанный протокол об административном правонарушении с приложенными к нему материалами мировой судья ссылался на следующие нормы закона:

 В соответствии со ст.29.1 КОАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, а так же отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст.29.4 КОАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела.

Санкция части 1 ст.20.25 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания возможность наложения штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Административное законодательство предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.

В соответствии с ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении  и других материалов дела.

Кроме того, согласно ч.3 ст.25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

Из изложенного следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении, совершение которого влечет наказание в виде административного ареста, осуществляется в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Рассмотреть поступивший материал в отсутствие лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, не представляется возможным, а отсутствие указанного лица в судебном заседании относится к иным обстоятельствам, влекущим невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией ч.1 ст.20.25 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.

Аналогичная правовая позиция изложена в п.23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч.3 ст.25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведётся производство по такому делу (п.23.4 введён Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 года №40).

Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении ИВ.В. заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства.

В связи с тем, что санкция статьи ч.1 сьт.20.25 КОАП РФ предусматривает наказание в виде административного ареста и дела данной категории рассматривает только суд, данное ходатайство подлежало разрешению судом по месту составления протокола об административном правонарушении.

Однако определение суда об удовлетворении указанного ходатайства в материалах, поступивших в суд, отсутствуют.

В связи с изложенным, мировой судья нашел, что протокол об административном правонарушении с приложенными к нему материалами подлежит возвращению в орган, его составивший, в связи с недоставлением в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и недостаточностью имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ, в случае возращения протокола

указанные в определении недостатки устраняются 

в срок не более трех суток со дня его поступления

, после чего материалы дела вновь представляются в суд, орган (должностному лицу) уполномоченному к его рассмотрению 

в течение суток со дня устранения недостатков.

Необходимо отметить, что в установленный  законом срок в отчетный период  мировому судье не поступило ни одного из возвращенных протоколов с исправленными недостатками.

         Ни одно из определений о возвращении протоколов об административном правонарушении за 12 месяцев 2015 года обжаловано не было.

 Из проведенного обобщения следует вывод, что в 2015 произошло значительное увеличение количества возвращенных административных материалов по сравнению с 2014 годом  - на 16,6%, количество дел по которым производство по делу прекращено осталось неизменным  - 10 дел.

Данный факт свидетельствует о том, что на судебном участке наблюдается повышение качества подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, включающая в себя разрешение вопросов о правомочности лиц, составляющих протокол, правильности составления протокола и оформлении других материалов дела, решение вопроса о неполноте представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В связи с выявленными недостатками в ходе подготовки дела к судебному разбирательству административные материалы возвращаются лицам, их составившим. После устранения недостатков протоколы об административных правонарушениях возвращаются в суд с материалами, достаточными для  назначения судебного разбирательства и рассмотрения дела по существу, которое проводится качественно и в установленные сроки без отложения судебного заседания с целью истребования дополнительных доказательств по делу.

ВЫВОДЫ:

В целом практика возвращения протоколов об административных правонарушениях и приложенных к ним материалов на судебном участке складывается правильно.

Мировым судьей не допускается формальный подход к возвращению протоколов, учитывается именно невосполнимость соответствующих сведений.

 Мировой судья                                                                    П.Н. Гиненко